Когда решил посмотреть фильм Господин Никто, то был совершенно точно уверен, что эта картина снята по одноименному роману Богомила Райнова. Нравился мне в свое время этот болгарский беллетрист. Каково же было мое удивление, когда оказалось, что все намного хуже.
Фильма Господин Никто снята в 2009 году за невероятные для подобного рода картины и сценария 47 миллионов долларов, которые наскребли в четырех странах: Германии, Франции, Бельгии и Канаде. Снят бельгийцем Жако ван Дормалем по его же сценарию и при участии брата Пьера, который отписал саундтрек, ставший его последним творением.
В главной роли - Джаред Лето, известный фронтмен группы 30 секунд до Марса и актер, сыгравший главную роль в культовом Реквием по мечте, а также отмеченный в Американском психопате, который я сам только недавно отсмотрел к своему стыду, и в Тонкой красной линии. На этом можно было бы и закончить.
Почему? Потому что в целом картина - зеленое гуано игуаны. Идет лента два часа с копейками, но меня угораздило посмотреть еще и режиссерскую версию, которая минут на двадцать длиннее. В этот хронометраж автор попробовал вложить как минимум четыре сюжетных линии, которые объединены одним - главным героем. Весьма интересным, надо признать, и своеобычным.
В году 2092 (?) некий 118-летний Немо рассказывает свою непростую историю репортеру. Рассказывает сбивчиво, что свойственно старикам, перескакивая с места на место и постоянно забывая, сколько лет ему на самом деле: то тридцать четыре, то обратно больше сотни. Для зрителя, который вряд ли родственник старику, - испытание мучительное.
Время от времени он вроде как оказывается не рядом репортером, а перед говорящей телевизионной головой и одновременно доктором, который ведет реалити-шоу, посвященное смерти немощного старца. Это и есть Лето.
Он - последний живущий смертный в век победившей теломеризации и клонирования. У него в жизни было три точки бифуркации: в девять лет, когда разошлись родители, в шестнадцать, когда случилась влюбленность, и в 34, когда приходится делать уже осознанный выбор. И каждый раз в зависимости от сделанного им, то ли осознанного, то ли по наитию выбора, линия жизни Немо течет в другом направлении. И не совсем понятно даже по-английски куда именно и с кем.
Важно, что сколько бы господин Никто не выбирал, каждый раз он выбирает по-разному и каждый раз - драма. И почти всегда выбор его - новая женщина, каждая из которых выполняет роль цветных ступенек к бессмертию и страданиям.
Понятно, что фильм снят для людей просветленных и ищущих, для которых и творит обычно бельгийский режиссер, снимающий то разнообразных физических, то генетических калек, но где-то к минуте двадцатой становится понятно, что нет смысла следить за происходящим на экране. Нужно просто ждать, когда же именно вся эта прикладная чухня про энтропию, альтернативные пути развития и Большой Хлопок кончится и наконец пойдут титры.
Претензия на многозначительность и многозадачность, поддержанная загадочным образом господина Лето, который жестикулирует в костюме, разгоняя облака табачного дыма, может впечатлить исключительно еще одиноких или уже разведенных гуманитариев, а также людей, которые плохо учились в хороших высших учебных заведениях или хорошо в плохих.
При этом сама мысль, которая лежит в основе, - очень даже хорошая и верная: путь часто не совпадает с траекторией и как человека не лечи - он упорно ползет на кладбище, но обязательно с улыбкой и надеждой на лучшее.
Не говоря про то, что каждое действие рождает некие последствия, которые часто нельзя предугадать, но они обычно прямо и строго пропорциональны равнодействующей всех приложенных к телу главного героя сил и обратно пропорциональны сценарной важности, а каждое действие вызывает при этом ещё и внезапное противодействие. В инерционных системах отсчета.
Действительность обычно не оставляет не только выбора, заставляя принимать ситуативные решения, но и вообще возможности переиграть, а потому лента должна также понравится людям инфантильным, склонным к рефлексиям и зависанию в ситуациях прошлого + девочкам и тем, кто хочет эти девочкам понравиться.
Образы, шмобразы, символика и метафоры скучны и очевидны. В то время как сам Джаред славится умением найти удачный, неочевидный и даже с претензией ход в ситуации, когда он вряд ли вообще возможен. По-крайней мере и творчество его музыкальное, и визуальная продукция, - позволяют судить именно так. Не иначе вместе курили и творили с бельгийцем.
Хороша в фильме картинка и ее цвета, которая/ые мерно меняется сообразно эволюциям главного героя. Если смотреть без звука, то наверное можно было бы лечить некоторые навязчивые состояния, а может быть даже и более сложные расстройства, но ни в коем случае не паранойю. Очень все красиво, образно и даже отдает импрессионизмом.
Нужно ли говорить, что по всему миру эта лента собрала чуть больше двух с половиной миллионов баксов? Что больше похоже на милостыню и даже подаяние страждущим от.
К просмотру таких картин нужно готовиться заранее. Ни в коем случае не смотреть с кондачка и по случаю.