Визуально безупречное антимилитаристское высказывание с меланхоличным настроением и красивой музыкой.
"Небесные скитальцы" - очередное хорошее аниме главного киберпанка от японской анимации Мамуро Осии. Картина появилась еще в 2008 году, успев прокатиться по ведущим международным кинофестивалям (Канны, Венеция), но в наших торентах в адекватном качестве и с переводом образовалась совсем недавно.
Альтернативное будущее. Традиционные войны заменены на реалити-шоу: основные авиационные корпорации ведут бои в воздухе, которые показывают по телевизору и контролируют, минуточку!, в Европейском комитете. За штурвалом истребителей находятся не совсем обыкновенные пилоты. В целях, вероятно, избежать проблем с поборниками человеческих прав, пилоты - это некто Килдрены: генетически модифицированные люди, обладающие внешностью подростков и, фактически, бессмертные.
На базу корпорации "Росток" прибывает новичок Юйти Каннами. Он не помнит кто он и откуда, что, в общем-то, никак не мешает ему быть воздушным асом. Каннами, между боями, знакомится с мальчиком, аккуратно складывающим газету, гиперактивным соседом по комнате, мужеподобной женщиной-механиком и другими радостями в виде симпатичной закусочной и приветливого борделя. Однако такая жизнь не без подводных камней. Руководитель военной базы Кусанаги имеет дочь, хотя сама Килдрен, а также, очень похоже, убила пилота-предшественника Каннами. Тут еще у конкурирующей корпорации "Лаутерн" объявился непревзойденный мастер по прозвищу "Учитель", ранее работавший на "Росток". Да и с самими Килдренами не все так просто.
Первоисточником "скитальцам" послужила популярная в Японии серия одноименных романов Хироси Мори. В интерпретации режиссера Осии данное произведение обзавелось откровенно оруэлловским замечанием: "война - это мир". Как обычно, Осии ввел философский пассаж через монолог за кружкой алкоголя в полутьме. И, пожалуй, еще один тост за мир во всем мире, - тем более от довольно-таки не глупого рассказчика, каким является Осии, - кажется несколько приторным.
"Скитальцами" Осии продолжил увлечение винтажными нюансами, начатыми режиссером в "Невинности": одежда, интерьеры, механизмы. К слову, Осии слишком увлекся автоцитатами. "Скитальцы" то и дело обращаются к двум основным произведениям режиссера - "Призраку в доспехах" и к упомянутой "Невинности": фамилия Кусанаги, собака породы бассент хаунд, реинкарнировавший в женщину-механика Бато, длинноты камер, вещизм, цветовое решение; для смотревших предыдущего Осии все это слишком уж очевидно. От режиссера такого калибра ожидается чуть большее, нежели тавтология, пусть и красивая по форме.
Разбитое на три параллельные смысловые линии повествование филигранно выдерживает нужный баланс. Нет смещения в одну из сторон, а несильный акцент на самих Килдренах, их внутренних переживаниях, сомнениях и вопросах понятен - люди гораздо интереснее, чем механизмы, даже если любить механизмы сильнее, чем людей.
Что касается людей-ГМО: Осии ими обозначил состояние современной одинокой Японии, душевно одиноких жителей мегаполисов, суицидальное общество. Их состояние, это ощущение себя ненужными, кроме как в бою в качестве пилота, другими словами в качестве винтика системы. Впрочем, системы, которая в любой момент выточит новый, такой же безупречный, винтик, (внимание - спойлер!) какими Килдрены и являются - чередой заменяющих друг-друга, по сути, искусственных личностей.
Трудно пройти мимо музыкальной части "скитальцев". Штатный композитор режиссера Осии Кендзи Каваи и здесь выше всяких похвал. Снятая в серо-синих тонах, с глубинной меланхолией в глазах героев, картина в каждой сцене сопровождается чувственной, дополняющей именно там, где нужно музыкой.
Не смотря на обилие самоповторения и, если честно, ненужного антивоенного пафоса, "скитальцы" смотрятся круто. Осии ведет зрителя, как умелый романист: складывает логический паззл не упуская из виду эмоциональную сторону, коллизию, развивает сюжет и ставит точку ровно после слова "конец". Поэтому катарсис по Аристотелю "скитальцы", наверное, гарантируют.
Комментарии
Из описания напоминает чем-то "Рыцари 40 островов" Лукьяненко
Ролик выглядит весьма реалистично!
ну да, осии вообще отличается, даже на фоне своих коллег, тягой к деталям и реалистичности картинки. единственное, что он оставляет, это нарисованные от руки персонажи и мелкие штрихи. остальное - мощная CGI-графика.
а рыцари 40 островов ближе, скорее, к королевской битве таками.
А разве в "Королевской битве" тоже участвовали искусственные персонажи?
Да вы страшные люди!!!
думаю, не в искусственных персонажах дело. а в подаче как таковой: дети бьются с детьми. а фантастические аспекты собственно для фантастики)