На 55-м году жизни ушел из жизни Василий Пичул, кинорежиссер, автор фильма «Маленькая Вера», который считается «художественным манифестом перестройки», пишет Газета.Ру.
О смерти Василия Пичула стало известно днем 26 июля. О кончине режиссера в своем блоге в Facebook написал продюсер Марк Левин, работавший вместе с Пичулом над картиной «В городе Сочи темные ночи».
«Это произошло ночью. У него была опухоль в легких», — рассказал Левин агентству ТАСС.
Пичул родился в городе Жданове (сегодня — Мариуполь) Украинской ССР, но, когда пришло время, образование решил получать в Москве. Так он попал на режиссерский факультет ВГИКа, в мастерскую Марлена Хуциева.
Еще до выпуска молодой режиссер снял и дебютную полнометражную картину «Вы чье, старичье?», главные роли в которой сыграли корифеи Вацлав Дворжецкий, Сергей Плотников и будущие звезды Елена Майорова и Алексей Жарков. Этот фильм, в котором уже наметились черты пичуловского стиля, прошел почти незамеченным, зато уже со следующей своей работой он моментально вошел в историю российского кино.
«Маленькая Вера» вышла спустя целых шесть лет — в 1988-м.
Снимать ее Пичул отправился в родной Жданов и снял так, что фильм не просто стал хитом, а буквально взорвал советский кинопрокат — картину посмотрели 55 миллионов зрителей, и никто из них не остался равнодушным. Говорят, что во время просмотра на даче у Михаила Горбачева тогдашний генсек встал и вышел из просмотрового зала.
Фильм обвиняли в том, что он порочит советскую молодежь, попрекали излишне откровенной эротической сценой, сделавшей секс-символами Наталью Негоду и Андрея Соколова.
С другой стороны, «Маленькая Вера» получила от восхищенных зрителей титул «художественного манифеста перестройки»; он и сегодня кажется довольно точным. Пичул, конечно, не стремился опорочить советскую действительность, которая и так рушилась на глазах. Картину сложно отнести к пресловутой «чернухе», которая, впрочем, хлынула на экраны именно после «Маленькой Веры», показавшей, что народные массы по-прежнему падки на «грязный реализм». На самом деле Пичул фиксировал не столько картину разложения, сколько неостановимость распада привычной жизни и страны, олицетворением которой стали герои фильма Вера и Сергей.
После «Маленькой Веры» карьера Пичула пошла на спад. Спустя год он выпустил трагикомедию «В городе Сочи темные ночи» с Негодой и Жарковым, а потом занялся проектами странными, как российская жизнь 90-х.
В 1993-м, например, на экраны вышли «Мечты идиота» — перелопаченный «Золотой теленок» Ильфа и Петрова с Сергеем Крыловым в роли Остапа Бендера.
В 1999-м режиссер дал возможность реализоваться на экране еще одному шоумену — главную роль в диковатом боевике «Небо в алмазах» сыграл Николай Фоменко, а его партнершей стала Анжелика Варум. Впрочем, запомнился фильм не этим, а тем, что в одном из эпизодов в небо взмывал фонтан «Дружба народов».
В нулевых Пичул совсем будто бы пропал из поля зрения, однако это исчезновение было в известном смысле обманчивым. Еще в 1990-х он параллельно с кино занимался телепроектами — программой «Куклы» и «Старыми песнями о главном 3». Когда российское кино начало принципиально меняться, отказываясь от трагифарсовой карнавальности 90-х, Пичул окончательно ушел на телевидение. Среди его последних работ — постановка первоканального «Розыгрыша» и сделанные для ТВ3 и РЕН-ТВ сериалы «Пятая стража» и «Граница времени».