После текста про Страну, летящую в нору, знакомые и не очень задали не раз и не два вопрос по поводу того, а почему мы сделали этот последний и самый трудный шаг вперед, за которым – свободное падение?
Я обычно отвечаю на подобные вопросы «Потому что медиа».
Именно средства массовой информации и доступный широкополосный интернет довели страну до того состояния, в котором она и находится. Они развеяли выпущенного из бутылки джина и заставляют греметь ржавыми цепями призрака. Не сами медиа, понятно, а люди, которые в них работают.
Граждане, лишенные иммунитета против дезинформирующих вирусов, шатаются с одной стороны улицы на другую, словно пьяный матрос, возвращающий на борт из увольнения против ветра.
«Хороший, плохой. Главное – у кого ружье», шутил главный герой одного фильма. «Или на чьей стороне камера», можно добавить сегодня. Потому что именно победа в медийной войне практически гарантирует и победу в реальном противостоянии. Как минимум в мифологизированной ретроспективе исторического и газетного нарратива.
В этой публикации не будет практически ничего нового для тех, кто регулярно читает Говорит Донецк, увлекается изучением теории массовых коммуникаций или просто умеет отделять информационные зерна фактов от коммуникативных плевел интерпретаций.
Мало кто обращает на чьей стороне находится телевизионная камера, транслирующая изображение миллионам.
Хвост настолько давно машет собакой, что уже не понятно где хвост, а где собака. Чаще всего камера на стороне протестующих, но никак не правоохранителей, которые пресекают агрессию и ее проявления. И зритель... симпатизирует совсем не тем, чья задача служить и защищать.
Происходит это в силу комплекса причин, но главная – самая простая и примитивная: на чьей стороне камера, чьими глазами смотрит на ситуацию зритель и кому сопереживает. Двойные, тройные стандарты - всюду и сразу бросаются в глаза профессионалам, но не обывателям: вы обратили внимание как несколько тысяч радикалов стали народом Украины, а Майдан - страной?
Со времен, когда наши славные разведчики переходили линию фронта, а их отвратительные шпионы внедрялись в наши структуры, мало что изменилось. Разве что арсенал стал намного более разнообразным, знания о человеческой и массовой психологии много более глубокие, а цели и задачи: определенными, измеримыми, согласованными, достижимыми и определенными по времени.
Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан – это совсем не о формирующих общественное мнение профессионалах речь. Их задача скорее не навредить, но никак не обострить.
Только украинские журналисты не видят рун и свастик, которыми исписаны стены столичных домов. Только украинские журналисты не слышат кричалок и слоганов, которые за короткий срок стали неотъемлимой частью городской культуры и воспринимаются как должное. Только украинские журналисты издевательски шутят и искрометно острят по поводу фашиствующих отморозков и визиток их вождей. Им это пока еще кажется смешным.
Число дезинформирующих сообщений, то есть тех, которые вызывают рост неопределенности, в отличие от информационных сообщений, которые ее снижают, сегодня таково, что уже давно не смешно. Технологии таковы, что не только черно-белый телевизор становится цветным, но даже каннибализм - хорошим.
Если раньше вброс и дезу было видно на общем относительно спокойном и дилетантском фоне, то сегодня число информационных пиков и всплесков таково, что и не отреагировать вроде нельзя, и реагировать стыдно. Нередки случаи, когда уже через пару-тройку часов вдруг выясняется, что дела обстояли совсем не так и даже наоборот.
Спустя еще пару тройку часов снова все не так и даже наоборот. И это нормально в критической ситуации, если бы не упрямое желание украинских журналистов втиснуть факты в узкие рамки собственного представления о происходящем, в то время как правильно дать фактам самостоятельно расширить информационные рамки восприятия.
Множатся в основном вбросы и прочие закидоны, но никак не сообщения собственных корреспондентов или на крайний случай очевидцев, которые часто ничуть не лучше самих демократических журналистов, которые весьма быстро выделились в особую, крайне активную, настырную и быстрорастущую гибридную породу, имеющую мало общего с классическим пониманием функций и задач, стоящих перед журналистом и скорее относящимися к активистам, чем к журикам.
Каждое утро демократические каналы начинают с обзора ненавистных провластных, как им кажется средств массовой информации, где самым главным преступлением было и остается взвешенное, относительно сбалансированное освещение событий, которые вот уже третий месяц будоражат и столицу, и страну.
Украинских журналистов сегодня практически не учат добывать, собирать, обрабатывать, верифицировать/анализировать, равно как и планировать свою деятельность. Они не в состоянии. Мало того, что их учат работать на государственном языке, которым в быту пользуется далеко не каждый, так еще и в процессе обучения они становятся активистами, что совсем другая профессия. Зато умеют писать заявки на гранты и их отмывать.
По мнению большинства граждан, журналистика – творчество, а потому представители второй древнейшей вдруг оказались не профессионалами, оттачивающими свое мастерство, но творческими личностями со всеми свойственными им достоинствами и недостатками.
Сами журналисты уверены в том, что их занятие – не квалифицированное, буквально кастовое ремесло, основанное на знаниях, опыте и экспертизе, сродни медицине, но искусство.
Когда я пишу о второй древнейшей, то делаю это со всем уважением и к первой, и к третьей профессиям тоже, несмотря на то, что в исторической памяти сохранились исключительно первые две.
Развлекая, информируя и поставляя полезную информацию, украинские журналисты не понимают, что медиа – носители. Они средство, но совсем не цель. И четвертая власть они только условно, в кавычках. Пусть некоторые и путают ее с пятой колонной, но это не так.
Очень и очень многие журналисты не только понимают разницы не только между писателями и журналистами, но также между связями с общественностью и журналистикой, равно как и между пропагандой и доставкой информации.
Первая в критических условиях должна и может пренебречь идеями гуманизма и эстетики, потому как в случае, если речь идет про выживание народа, то речь уже не время думать о красе ногтей.
Медиа – грозное и порою смертельное оружие в руках мастера. В поисках магической пули, которая проникает в разум, сразу убивая или переформатируя его наповал, прошли годы и годы, но много более сильный и главное выгодный эффект без убийства жертвы, дает планомерная, регулярная обработка.
Бессмысленно обрабатывать элиту. Целью должны быть исключительно массы. И сегодня, когда информированность граждан и координация их действий зависит от целой группы информационных каналов, только контроль, мониторинг и управление всем их комплексом способны принести результат, что крайне проблематично.
И потому целью становится довольно узкий и легче всего поддающийся влиянию слой так называемой интеллигенции, которая пользуется наиболее современными и скоростными каналами связи и доставки контента.
Даже если отбросить теорию двухшагового проникновения информации, путь получается сложным, длинным и извилистым. Пока. И потому в протестные акции наиболее глубоко вовлечены исключительно активные, протестные, как бы творческие и креативные граждане, разбавленные профессиональными протестантами и наемниками, что далеко не вся страна.
Пелевин сильно упрощал, когда писал о том, что сегодня узнают о том, что думать, из телевизора, но упрощал он ради красного словца, подразумевая под дуроскопом просто один из каналов доставки информации.
Мифы и симулякры штампуют один за другим. Если вопрос первых тщательно был разобран ранее (ссылка), то со вторыми не все так просто и частным их прочтением стали титушки, которые повторяют путь мажоров, которые непонятно кто.
Вот вы понимаете, кто такие эти титушки: нанятые властью гопники, спортсмены на службу оппозиции, оперативники в штатском, не известно кто и все вместе? Это еще один симулякр, внедренный на самый глубокий уровень мифологизированного сознания.
Демократические журналисты и их аудитория не только понимают, кто они, но даже знают, что все они на стороне власти, главная их отличительная черта - белые кроссовки, а то что кричат они Хероям Сала, то явная провокация власти. Отличная работа!
Сегодняшние материалы в украинских медиа воздействуют больше на чувства, чем на разум, как и завещал великий Геббельс, считавший, что массам присущ женственный характер, а потому не случайно в их случае чувства доходчивей размышлений.
Встретить сегодня историю о том, как хорошего мальчика так спровоцировал нехороший мальчик, что пришлось сократить сроки его пребывания на третьей от Солнца планете – раз плюнуть.
Если бы в сериале Ньюсрум кто-то из благородных героев хотя бы раз сделал то, что украинские журналисты делают каждый день, то его тут же уволили, волею продюсера и сценариста, а сам герой мучился бы потом рефлексиями до скорого смертного часа.
Выдавливать из себя активиста по капле украинские журналисты и не планируют и не собираются. Потому как и без этого им живется. И даже больше – именно такой подход практически гарантирует им успех, славу и зарубежные гранты.
В украинских медиа сильно меньше стало развлечений, потому как они стали средством, позволяющим достигнуть политической цели с минимальными усилиями. Не так важно, кто победил, важно кто и что напишет/покажет в завтрашнем выпуске.
Исполнять гимн по любому поводу с самыми серьезными щщами - доступная панацея в борьбе с нестабильными золотовалютными резервами и нарушениями действующего законодательства.
Развлечения - смертельный враг политического успеха, но именно они – речь о памфлетах, пасквилях и карикатурах/демотиваторах – отличное средство противодействия противнику. Обратите внимание, кто именно и как именно сегодня высмеивается в украинских средствах массовой информации и сразу станет понятно на кого они работают, кем финансируются и за чей счет весь этот банкет.
Сокращение числа требований и упрощение числа так называемых месседжей – крайне важное условие, способное сократить путь и увеличить покрытие/проникновение их в массы. Вимога №1 - отставка Януковича. Какая отставка, какие пути, какие средства? Не важно.
Многократноенастойчивое повторение, которое так раздражает креативных молодых людей, которые пришли в бунтующие толпы по зову сердца, как им кажется, - непременное условие того, чтобы протест из локального столичного противостояния стал действительно массовым.
Итак, что отличает подачу информации в пропагандистских средствах массовой информации от нормальных? Очень просто на первый взгляд, но весьма непросто на второй: эмоциональность, упрощение и субъективная, то бишь односторонняя точка зрения.
Иная крайность – мантия судьи. Украинские медиа не ищут истину, но находят пресловутую правду, но как бы анализируют и выносят приговор, давая читателям простые ответы на сложные вопросы, часто космического масштаба и космической же глупости. И еще неизвестно какой из подходов опаснее.
В своей эволюции мы уже прошли танки с донецкими номерами и банду вымогателей, один из которых оказался жителем Донецкой области; российский спецназ, переодевающийся в Борисполе в украинскую форму, но еще не миновали голубя, атакованного вороном и чайкой, а также девочек, которые пишут якобы слышанные или виденные ими истории и сценки из уличной жизни в жанре Цю націю не здолати.
Объяснять нестыковки и несоответствия в этих историях смысла нет никакого, потому что они просты, эмоциональны и субъективны.
Что и требовалось доказать.
Arbeit macht frei