Древний Рим Саймона Бейкера

Что известно нам о Древнем Риме? Много и одновременно ничего. Письменные источники и найденные артефакты с прочей архитектурой, говорят много и в тоже время мало. Большая часть того, что мы сегодня знаем о Риме, есть факты, но помноженные на домыслы и интерпретации.

Древний Рим Саймона Бейкера
Древний Рим Саймона Бейкера

И несмотря на фрагментарность, обрывочность и недостоверность знаний - может во многом как раз и благодаря им? - на базе имеющихся многочисленных источников и артефактов создана захватывающая и выглядящая очень достоверной история. История Империи, чей взлет и падение и спустя две тысячи лет будоражат воображение потомков. Про это и написал Саймон Бейкер свою книгу.

Бейкер был одним из авторов сериала ВВС Древний Рим: Взлёт и падение империи, который оформил свои впечатления и знания от увиденного и познанного в виде книжки, которая сильно отличается от прочих прочитанных прежде всего тем, что каждый раз когда речь идет о домысле и интерпретации, употребляются такие слова как "возможно", "вероятно" или "скорее всего". Что приятно.

Глав немного, читаются легко. Город на семи холмах - о начале Рима; Революция - о взлёте еще не Империи, но Республики; Цезарь - об эпохе великого военачальника и диктатора левого толка; Август - о становлении первого Императора, коим стал хитрец Октавиана; Нерон - о проблемах, которые несет единодержавие и насколько оно зависит от личности и общественного мнения; Восстание - о подавлении выступлений еврейских национал-социалистов, как бы мы их сегодня не назвали; Адриан - о первом Императоре, который отпустил бороду и распустил народ, пусть внешне это выглядело и совершенно иначе; Константин - о первом христианском владыке, который не только сумел собрать воедино осколки некогда Империи, но и заложил основы ее процветания, одновременно создавая базис для гибели; Крах - о печальном конце империи и "наших" варварах, которые сыграли не последнюю роль.

Невозможно в одной книге рассказать в подробностях даже о временном промежутке в два раза короче, а потому автор концентрируется только на основных по его мнению и моментах. Потому практически упущены причины и цели реформ Диоклетиана, но рассказано о них, как о свершившемся факте. Основывается на известных материалах Тацита, Флавия, Транквила, Цезаря и протчая. В том числе и на тенденциозных, яростно указуя на источник и его ориентацию и цели.

Книжка эта - ещё один повод заключить, что "всё уже было". Читаешь о левых, популистских реформах братьев Гракхов и о реакции на них Сената, которая закончилась смертью Тиберия, погибшего то ли от ручки стула, то ли от ножки кресла, и понимаешь, что параллели просто пугающие.

Или о кодексе чести и справедливости, который играл главенствующую роль на первых порах становления Республики, но утратил свою определяющую лицо элиты роль, вместе с чем исчезла, растворилась, встала на колени перед очередным солдатским императором и сама знать, утратившая свою власть и влияние.

Или история блестящей, но неоднозначной карьеры Клодия, которая показывает, что люди зачастую предпочитают как им кажется добрых и щедрых правителей, - свободе. Или о манипуляции народными массами с использованием слухов и наружной рекламы, сопряженных порою с попытками прямого подкупа избирателей, а также завуалированных посул, угроз и взаимовыгодных обменов.

Порою параллели с современностью настолько сильны, что удивляешься почему конкретно этого персонажа зовут именно таким странным образом и не можешь отделаться от впечатления, что происходящее каким-то случайным образом перенесено на много веков назад, вместо того, чтобы рвануть покровы бесповоротно и назвать вещи своими именами. Начиная от Сталина с Горбачёвым и заканчивая Гитлером, Черчиллем и Обамой.

Смотрел и фильм по мотивам которого написана книга. Он не настолько художественный, как сериал Рим I и Рим II, где речь идет о жизни и приключениях Луция Варена и Тита Пулло, но очень близок. Пусть и короче. Смотреть стоит, но проигрывает литературе однозначно, которая в свою очередь проигрывает источникам.

Сама книга достаточная по сути беллетристика, популяризирующая заданную тему, но не фиксирующаяся на спорных подробностях, в то время как кино, такой способности лишено. В том числе и потому, что точно восстановить в картине такое число деталей, которые попадают в кадр, просто невозможно, если не снимать настоящую осаду Иерусалима, или переправу Рейна. Не говоря об отпущенных на телевизионный сериал средствах.

Настоятельно рекомендуется к прочтению интересующимися не только прошлым, но настоящим и будущим.

вКонтакте | в FaceBook | в Одноклассниках | в LiveJournal | на YouTube | Pinterest | Instagram | в Twitter | 4SQ | Tumblr | Telegram

All Rights Reserved. Copyright © 2009 Notorious T & Co
События случайны. Мнения реальны. Люди придуманы. Совпадения намеренны.
Перепечатка, цитирование - только с гиперссылкой на https://fromdonetsk.net/ Лицензия Creative Commons
Прислать новость
Reklama & Сотрудничество
Сообщить о неисправности
Помочь
Говорит Донецк